29.10.2025

Россияне переходят на альтернативные платежные инструменты, а наличные оставляют на подарки и чаевые

Результаты опроса ВТБ показали, что за последний год каждый второй респондент стал реже использовать наличные, наиболее заметна эта тенденция на Урале и в Санкт-Петербурге.

Респонденты отметили, что выбирают платежный инструмент в зависимости от суммы трат:

При покупках до 3 тыс. рублей чаще всего к СБП прибегают респонденты 26-34 лет, а оплата pay-сервисами особенно популярна среди клиентов 35-44 лет.
При оплате до 100 тыс. рублей к переводам через СБП активнее подключается как молодежь 18-25 лет, так и россияне постарше (26 лет – 34 года). Биометрией для таких покупок пользуется каждый десятый из возрастной группы 26-34 лет.
Оплачивать покупки дороже 100 тыс. рублей с помощью СБП склонны россияне в возрасте 26-34 года, а pay-сервисами – 35-44 года.
Основной драйвер роста безналичных платежей – это удобство и скорость, на которые указали 57% респондентов. 40% россиян ценят альтернативные способы оплаты за выгодные условия, в первую очередь – кешбэк и скидки. Каждый четвертый подчеркивает возможность платить в большем количестве мест, а 23% видят преимущество в безопасности и снижении риска кражи карты.

При этом наличные не исчезают из кошельков россиян полностью, но их функция меняется. 43% респондентов признались, что используют наличные в качестве подарков, 28% - для чаевых, а 14% рассказали, что наличные помогают им контролировать свои расходы и снижать количество спонтанных покупок.

«Опрос подтверждает устойчивую тенденцию: все больше россиян выбирают безналичные способы оплаты – от СБП до платежных стикеров и pay-сервисов. Люди ценят скорость, удобство и безопасность таких платежей, а наличные все чаще остаются только для особых случаев – например, подарков или чаевых. Безналичные платежи становятся не просто технологией, а привычной частью повседневной жизни и скоро деньги будут дарить не в праздничных конвертах, а отправлять с цифровым поздравлением», – рассказал старший вице-президент, руководитель департамента продуктов розничного бизнеса ВТБ Алексей Охорзин.

 

* Исследование БАНК ВТБ (ПАО) проведено среди 1500 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением от 100 тысяч человек и выше.

Спортивный Дед Мороз из Тамбова отметил свой день рождения добрыми делами
Общество Спортивный Дед Мороз из Тамбова отметил свой день рождения добрыми делами
18 ноября в России празднуют День рождения Деда Мороза. Эту дату связывают с приходом настоящей з...
Администрация Тамбова требует с поставщика автобусов более 9 млн рублей штрафа
Экономика Администрация Тамбова требует с поставщика автобусов более 9 млн рублей штрафа
Администрация города Тамбова через суд требует взыскать с поставщика автобусов более 9 млн рублей...
Загруженность тамбовских бассейнов составляет всего 11%
Спорт Загруженность тамбовских бассейнов составляет всего 11%
В 2023-2025 годах на финансирование мероприятий по созданию спортивной инфраструктуры было направ...
В селе Горелое пострадали водитель и пассажир опрокинувшегося автомобиля
Криминал В селе Горелое пострадали водитель и пассажир опрокинувшегося автомобиля
Ночью в селе Горелое Тамбовского округа в районе дома №137 по улице Ленина 20-летний водитель авт...